В Абхазии дети, родители которых не могут или не хотят о них заботиться, продолжают жить в своих семьях, поскольку их просто некуда деть. В Абхазии нет детских домов или интернатов, и специалисты считают такие учреждения вредными для развития детей. Но, возможно, скоро появится государственный кризисный центр наподобие шелтера, в котором такие дети смогут «переждать» хотя бы какое-то время. А пока что государственная служба социальной поддержки детей и семей берет таких детей на учет и пытается оказывать им поддержку. Например, направляет их в детский центр при общественной благотворительной организации «Панорама», где с ними работают психологи, педагоги, арт-терапевты и дефектологи.
Перед вами три истории из этого центра.
На первых порах, придя в центр, 10-летний Макс всякий раз застывал на пороге, не желая входить. После долгих уговоров он с опаской заглядывал внутрь, осматривался и лишь потом очень осторожно переступал порог. Спустя месяц он уже смело открывает дверь, с разбегу влетает внутрь, смеется, громко здоровается, так, что слышно на весь этаж, и сообщает психологу, что скучал.
Мать Макса родила его в 19 лет, об отце ничего не известно. Женщина пьет, состоит на учете в милиции. Большую часть времени мальчик проводит с бабушкой и дедушкой. При первой встрече Макс рассказал соцработникам, что два дня он ест только вафли. Мальчик поменял несколько школ и уже третий год проходит программу первого класса.