Балик – «любимое место» или «болото»?

Приезжих тут встречают ослы, нагруженные связками дров. До села можно дойти, следуя за этими животными. Они идут, на каждом шагу проваливаясь глубоко в грязь.

В Азербайджане десятки сел с дымящимися трубами домов, упавшими на землю электрическими опорами, разрушенными дорогами. Балик – одно из них.
«Село, стертое с карты»
Село Балик в Исмаиллинском районе расположено в 50 километрах от райцентра. По последней переписи, население села составляют 400 человек.

Если верить словарям, название села означает «любимое место». Но для местных жителей оно «село, стертое с карты», «неродное село района», или же просто «болото».

Услышав, что в село приехал журналист, народ мало-помалу собирается в центре. Говорят, у них столько бед, что не знают, с чего начать.

«Живем мы в селе Балик Исмаиллинского района. Лучше бы не жили», - начинает разговор 65-летний местный житель Ага Мирзоев.

Односельчане улыбаются его словам, но и поддерживают: «Говорит как есть».
Ага продолжает: «Ей богу, это не село. Занесли в черный список, закопали нас».
«Советский Союз развалился и мы вместе с ним»
Сельчане рассказывают, что в холодные зимние дни главной проблемой для них становится отсутствие газа. По их словам, в советские годы шесть лет у них в селе был газ. «Советский Союз развалился и мы вместе с ним», - слышится голос одного из жителей.

«Это для кого-то страна нефти и газа, а для нас – болото. Пусть все услышат, мы погибаем. Из-за холода наши дети не могут идти в школу. Просим: "Народ, президент, первая леди, посмотрите на наше село хотя бы краем глаза", - говорит Ага Мирзоев.
Отсутствие газа вынуждает жителей идти в лес за дровами. Пока мы беседуем, один из молодых жителей села идет в сторону леса, ведя за собой под уздцы лошадь.

Время от времени издалека слышен звук работающей пилы.

«В лесу не осталось дров», - жалуются сельчане.
«Упали все электрические опоры»
«Электрические опоры все упали. Сколько жаловались главному инженеру, в одно ухо влетает, из другого вылетает. Будто разговариваешь с камнем», - рассказывает житель села Сахиб Камалов.

Он с самого рождения живет в Балике. Говорит, село всегда таким было. Никто ими не интересуется. Поэтому и село постепенно пустеет. Молодых уже почти не осталось.

Ладно с коммунальными проблемами, здесь нет ни образования, ни рабочих мест.
«Не знаю, может, судьба у села такая или что еще? Одному богу известно и чиновникам. В районе нет никого, кто бы позаботился об этом селе. Все смотрят сквозь пальцы. Как на рабов смотрят. В прошлом было так же. Здесь была товарно-молочная ферма совхоза «Ингилаб». Работников там заставляли работать, как рабов, а сами жили припеваючи», - жалуется Сахиб Камалов.

«Дорогу провели, но только до ворот дома семьи шехида»
В дни второй карабахской войны погиб один из местных жителей, и только после этого представители правительства вспомнили о Балике и решили провести дорогу в село. Но не по всему селу, а только до ворот дома семьи шехида.

«Другими словами, надо умереть, чтобы о нас заботились», - говорит один из сельчан.

Другой местный житель, Тофик Мирзамамедов, подключается к беседе:
"Малолетние дети ходят в школу по колено в грязи. До этого нет дела ни муниципалитету, ни исполнительной власти, ни депутату. Кому рассказать о наших проблемах? Один президент остался, и до него наш голос не доходит".

По словам жителей села, каждый раз приходится платить за дрова 300-400 манатов [около $180-240], и этого едва хватает на зиму. К примеру, Тофику пришлось продать свою корову, чтобы запастись дровами. А те, кто не может найти деньги, вырубают деревья у себя во дворе, сжигают навоз, в худшем случае старую одежду, калоши.

«Не разрешают вырубать деревья в лесу, мол, вредим экологии. Газа тоже не дают. А что нам делать? Одежды старой уже не осталось, чтобы сжигать, калоши идут в дело», - полушутя-полувсерьез говорит Ага Мирзоев.

В этом году газа в Балике тоже не будет
В сельском представительстве исполнительной власти нам ответили, что рассмотрят жалобы населения по опорам электропередачи.

А по словам пресс-секретаря «Азеригаза» Эльданиза Велиева, села газифицируются по очереди.

Его ответ не обрадует жителей Балика. Село не включено в план на 2023 год.
Постепенно в Балике вечереет. Люди расходятся по своим домам, домашние животные возвращаются с пастбищ. Дыма из труб на крышах становится больше. В больших домах светится только одно окно.
Автор
Айтадж Мамедли
Эта история - часть медиапроекта "Расскажи мне о себе", в котором участвуют молодые люди из Азербайджана, чьи семьи стали вынужденными переселенцами в результате карабахского конфликта. За содержание статей несут ответственность авторы. Проект осуществляется организацией International Alert при поддержке Европейского Союза.
Made on
Tilda